top of page

Нееврейские защитники дела евреев на процессе Бейлиса

Д-р Арнольд Марголин

“Друг познается в беде”, гласит старинная пословица. Это демонстрировалось много раз на тернистой тропе восточно-европейского еврейства, во времена особенно жестоких преследований, в периоды огульного обвинения евреев, в огне погромов.

 

Слишком часто обнаруживалось, что те самые неевреи, которых их еврейские соседи считали друзьями, живя годами бок о бок, поворачивались спиной к евреям, отказывая им в помощи и убежище в мрачные часы смертельной опасности. И напротив, нередко случалось, что те, кто были далеки от евреев, делали все, что было в их силах, чтобы спасти евреев от погромщиков, давая им кров в своем доме, часто рискуя жизнью, чтобы спасти их от разъяренной толпы.

 

Особенно большое количество этих христиан встало на защиту евреев во время знаменитого суда над Менделем Бейлисом, которого обвиняли в убийстве мальчика-христианина Андрея Ющинского для еврейских ритуальных целей. Необходимо отметить, что речь шла не только о защите жизненных интересов и чести всех евреев, но и чести и достоинства российского правосудия и всего российского государства. 

 

Этим объясняется тот факт, что среди тех, кто громко и решительно протестовал против постыдного и циничного поведения Министра юстиции Щегловитова, прокурора Киевской судебной палаты Чаплинского и их послушных приспешников, мы находим даже некоторых известных антисемитов и реакционеров, о чьем участии в деле Бейлиса мы поговорим потом.

 

Одно только перечисление всех тех людей, которые так или иначе выразили свое отношение к делу Бейлиса, займет не одну страницу. Достаточно сказать, что не было такой газеты в пределах бывшей Российской империи, которая не уделила бы особое внимание этому делу с момента, когда Бейлис был заключен в тюрьму, и до его оправдания. Всемирно известные писатели Короленко, Горький, Андреев; известные профессора теологии; представители разных конфессий; юристы, деятели искусства и литературы, и рядовые граждане - все они выражали в прессе и разными другими путями свой протест против этой постыдной попытки запятнать в лице Менделя Бейлиса весь его народ, обвинив его в ритуальных убийствах. Подобные протесты публиковали церковники, ученые и писатели Западной Европы и Америки.

 

В данной статье мы ограничимся именами тех христиан, которые приняли непосредственное участие в деле Бейлиса, как в официальном расследовании и судебном процессе, так и в частных, добровольных усилиях найти настоящих убийц Андрея Ющинского. 

 

Первое и одно из самых почетных мест в ряду этих защитников правды и справедливости по праву принадлежит ВАСИЛИЮ ИВАНОВИЧУ ФЕНЕНКО, следователю по особо важным делам, как называлась тогда его должность.

 

У Фененко была солидная репутация очень способного следователя, который раскрыл много трудных и запутанных преступлений. Он всегда держался в стороне от политики. Когда прокурор Чаплинский решил превратить убийство Ющинского в обвинение в ритуальном убийстве против еврейского народа, он не рассчитывал встретить сопротивление Фененко. Он доверил этому способному и честному следователю расследование, оставив за собой прямой надзор за ходом дела. 

 

Однако всем этим ожиданиям министра Щегловитова и прокурора Чаплинского, всем их надеждам, что Фененко будет слепым инструментом в их интригах, не суждено было сбыться. С первого дня Фененко взялся за работу с единственной целью - выявить и привлечь к ответственности настоящих убийц. В этом ему противодействовали киевские черносотенцы, которые находились под защитой Его Превосходительства Министра юстиции и не жалели сил, чтобы превратить это в ритуальное убийство

 

Когда Чаплинский предложил Фененко, сначала в устной форме, обвинить Бейлиса в убийстве Ющинского, тот категорически отказался. Тогда Чаплинский послал следователю официальное распоряжение. Фененко оставалось либо подчиниться, либо уйти в отставку. Он был достаточно обеспечен и не зависел от своей должности. В то же время он понимал, что его уход в отставку скажется самым негативным образом на исходе дела. На его должность поставят более сговорчивого и послушного следователя… Поэтому Фененко решил подчиниться прямому указанию Чаплинского, чтобы выиграть время и добиться справедливости. 

 

Он продолжал делать все, что было в его власти, чтобы привлечь к ответственности настоящих убийц, давая полезные советы тем мужественным и честным людям, которые на свой страх и риск и на свои средства вели частное расследование.

 

Это частное расследование, как известно, имело очень важные последствия. Так, было установлено, что Ющинского убили профессиональные преступники под руководством Веры Чеберяк. У министра Щегловитова результаты частного расследования вызвали недовольство, в результате чего было издано распоряжение провести так называемое “дополнительное расследование”, или, другими словами, расследовать все сначала. К тому времени Фененко уже отстранили от дела, и новое расследование поручили известному приспособленцу и травителю евреев Машкевичу. Этот человек, который был на все способен, вел расследование в полном соответствии с указаниями Чаплинского.

 

Защита Бейлиса вызвала Фененко в суд в качестве свидетеля. Все, кто присутствовал в этот день при его допросе, не забудут непоколебимость и достоинство, с которыми этот человек заявил суду о своей абсолютной убежденности в невиновности Менделя Бейлиса. Отвечая затем на вопрос защиты, он подчеркнул, что уверен, что убийство было совершено Верой Чеберяк и ее сообщниками по преступлению - Сингаевским, Рудзинским и Латышевым.

 

Эта точка зрения следователя Фененко была полностью подтверждена уликами, которые стали известны благодаря самоотверженной работе скромного журналиста Бразуль-Брушковского (ныне покойного), бывшего капитана полиции Красовского и лейтенанта полиции Кириченко. Бывший начальник секретной полиции Мищук также посвятил этому делу много труда и усилий. За их труды во имя справедливости все эти люди подверглись травле и преследованиям со стороны прокурора Чаплинского. Всех этих добрых христиан вела одна движущая сила - добиться свершения справедливости. Именно это, и только это, подвигло их на добровольную помощь в деле Бейлиса и еврейства.

 

Исключительно важную роль в деле Бейлиса сыграла влиятельная реакционная газета “Киевлянин”. Хотя ее главный редактор, покойный профессор Пихно, который в это время был одним из самых влиятельных людей в России, был отъявленным антисемитом, он еще до начала суда открыто выступил с требованием прекратить дело против Бейлиса и судить Веру Чеберяк и ее шайку. Когда Пихно умер, его приемный сын депутат Думы Василий Шульгин заявил на страницах Киевлянина о полной поддержке политики покойного редактора по делу Бейлиса. К сожалению, протест Пихно и Шульгина не остановил бесчестные дела Щегловитова и Чаплинского, но их влияние на формирование общественного мнения неоценимо.

 

Благодаря показаниям ряда свидетелей-ХРИСТИАН была установлена роль Веры Чеберяк и ее сообщников в убийстве Андрея Ющинского, мотивы преступления и ряд обстоятельств, при которых оно произошло. Среди большого количества свидетелей было несколько храбрых и честных христиан, которые хорошо знали Чеберяк и Бейлиса, так как жили по соседству. Эти скромные, незаметные граждане посчитали своим долгом рассказать суду, что им известно о Бейлисе, подчеркнуть его благородство и безупречность, а также рассказать, что им было известно о Вере Чеберяк как о профессиональной воровке.

 

В качестве экспертов защиты, свидетельствующих о характере ран на теле убитого ребенка, выступили знаменитый российский хирург, ныне покойный профессор Павлов, и известный хирург Кадьян. Для экспертного заключения о том, требует ли иудейская религия человеческих жертв, были приглашены российские профессора теологии Троицкий, Коковцев, Тихомиров и Глаголев. Выступали также два великих российских психиатра - академик Бехтерев и профессор Карпинский.

 

Среди защиты было четверо христиан - самые известные российские адвокаты Карабчевский, Маклаков, Зарудный и Григорович-Барский. Каждый из них принес на суд не только свой профессиональный талант, но и искреннее чувство возмущения и негодования по поводу массового обвинения еврейского народа. На этом историческом процессе они боролись за справедливость плечом к плечу с защитниками-евреями. Но евреи выполняли свой долг перед своим собственным народом. Христиане же, пришедшие к нам на помощь, продемонстрировали такую же любовь к чужому народу, как и к своему. Вот почему евреи во всем мире будут всегда отдавать дань уважения всем тем добрым христианам, которые присоединились к борьбе за честь и достоинство еврейского народа.

bottom of page